Дизелирование как способ увеличения мощности
Адиабатный процесс
Адиабатным называют процесс, протекающий настолько быстро, что за время его осуществления не происходит теплообмена с окружающей средой.
![Адиабатный процесс - дизелирование.](http://xn--80aaelrmlfr9a.su/sites/default/files/styles/image-w524/public/images/pnevm-boep-dizelirovanie-1.png)
Если в цилиндр с поршнем поместить кусочек ваты, слегка смоченный спиртом, то при быстром движении поршня вата вспыхивает. Объясним это явление. При сжатии и увеличении давления температура газа повышается, а так как процесс происходит быстро, то теплообмен с окружающей средой не происходит, т.е. процесс является адиабатным. Разогретый газ контактирует с топливом (в данном случае со спиртом) и воспламеняет его.
Дизелирование в пневматике
Сразу хочется отметить, что дизелирование (как способ повышения мощности) применимо для ППП (пружинно-поршневой пневматики). Как известно, при сгорании топлива выделяются преимущественно твердые вещества (сажа) и газы. Твердые вещества доставляют только неприятности, например, грязный ствол, а следовательно плохую кучность. Зато выделяющиеся в процессе сгорания газы очень даже полезны — они увеличивают давление, а следовательно, увеличивается и скорость пули. Стоит сказать, что далеко не каждая винтовка способна запустить процесс дизелирования, т.к. для этого необходимо быстро сжать воздух, т.е пружина винтовки должна быть мощной.
![Дизелирование как способ увеличения мощности пневматики.](http://xn--80aaelrmlfr9a.su/sites/default/files/styles/image-w524/public/images/pnevm-boep-dizelirovanie-2.png)
Иногда при дизелировании скорость пули весом 0,5 г превышает скорость звука в воздухе (330 м/с). При таких скоростях пуля теряет стабильность, и ее траектория становится плохо предсказуемой, а следовательно падает кучность. Поэтому при дизелировании рекомендуется использовать тяжелые пули, энергия у них такая же, а вот скорость ниже (т.к. больше масса).
Теперь о грустном. Как уже говорилось, при сгорании топлива образуются твердые веществка, которые оседают в канале ствола и отрицательно влияют на кучность. Кроме этого имеет место нестабильность скорости (колебания до 20 м/с), которая тоже отрицательно влияет на кучность.
Так же существует мнение, что дизелирование портит манжету. Некоторые опровергают это, а некоторые наоборот доказывают. Единственное, что можно посоветовать, это отстрелять с десяток пуль дизелем, разобрать винтовку и посмотреть на манжету. И уже посе этого решать для себя стоит ли пользоваться дизелированием.
Дизелирование на практике
Теперь, изучив теорию, можно перейти к практике. Ниже приведена технология, по которой рекомендуется заправлять пульки для дизелирования.
1. Расширяется юбка пульки. Делать это надо с чувстом меры. В результате этого действия пулька должна устанавливаться в ствол заподлицо — в противном случае возможно повреждение прокладки ствол-цилиндр при закрывании ствола. В результате этой процедуры имеем то, что пулька дольше остается на месте, тем самым создается большее давление.
2. Берем шприц с иглой (внутри — масло) и капаем через иглу в юбку пульки маленькую каплю масла. Эта капля НЕ вытекает из пульки, даже если поставить винтовку вверх стволом на всю ночь. По такой технологии пули можно заготовить заранее и в любом количестве, т.к. масло из юбки НИКУДА не вытекает.
Итог
Дизелирование — это реальный способ значительно увеличить мощность выстрела. У дизелирования есть доказанные недостатки, а именно потеря кучности и загрязнение ствола. Не стоит использовать дизелирование постоянно, его рационально применять на охоте, либо для демонстрации угрожающей мощи вашей винтовки.